Субмодальности

Субмодальность в нейро-лингвистическом программировании это определенная форма или структура (то есть внешняя сторона, а не внутреннее содержание) в сенсорной репрезентационной системе. К примеру, вне зависимости от содержания, внешняя форма любого типа может быть либо цветной, либо одноцветной, стационарной или движущейся. Все это можно отнести к параметрам, воспринимаемым зрением. Точно также звуки-воспоминания или звуки-фон могут быть в моно и стерео; собственно, моно и стерео это и есть субмодальность звука.

НЛП говорит о том, что субмодальности нельзя называть спорными или отодвигать их на второй план. Они играют определенную функциональную роль: они являются средством, благодаря которому эмоции и воспоминания передаются от подсознательного к сознательному, наряду с мыслями и мыслеобразами.

Теория НЛП гласит о том, что среди множества возможных субмодальнойстей обычно существует несколько «критических», которые отличаются у разных людей, и влияют на многие действия конкретной личности. Определить их можно при помощи опытного исследования. Перемены в этих критических субмодальностях обычно кореллируются с практически мгновенными субъективными переменами эмоций или других ощущений.

В нейро-лингвистическом программировании субмодальности видятся как поле деятельности для психотерапевта. Понять их означает получить интереснейший опыт о том, как же человеческий мозг «видит» окружающую действительность. Субмодальности относятся к субъективным структурным подразделениям конкретной репрезентационной системы. К примеру, в пределах визуального восприятия субмодальности будут выглядеть как яркость, уровень окрашенности, контраст, размер, расстояние до объекта, фокус, резкость и так далее. Для аудиалов субмодальностями будут громкость, тональный диапазон, расстояние до объекта, чистота звучания, тембр и тому подобное. Установить характер субмодальностей можно при помощи наводящих вопросов:

«Это изображение яркое или тусклое? Цветное или черно-белое? Сколько в нем цветов? Оно большое или маленькое? Оно далеко или близко? В фокусе или не в фокусе?»

«Этот звук громкий или тихий? У него высокие или низкие частоты? Он меняется? Близко он или далеко? Он исходит из одного источника или распространяется повсюду? Откуда он исходит? Его хорошо слышно или есть помехи?»

«В какой конкретно точке тела находится это ощущение? Есть ли у него размер? Температура? Оно остается на месте или постоянно движется? Есть ли у него вкус? Оно твердое или мягкое?»

Согласно ключевому исследованию в сфере НЛП мозг каждого человека кодирует эмоциональное значение по-разному, в зависимости от того образа, который «видит» ум или репрезентации. В качестве примера можно привести ситуацию, когда ум человека бессознательно выставляет границы вокруг какого-то неприятного воспоминания, и оно кажется более расплывчатым и туманным. Иногда воспоминания сопровождаются тем или иным звуком, причем в плохих и хороших воспоминаниях эти звуки разные.

Для большинства людей существует масса таких различий, которые являются критическими для эмоционального восприятия, а, соответственно, и для умственной обработки. Это могут быть субмодальности, различающие оптимистические мысли от депрессивных, или более важные мысли от менее важных. У каждого человека существует субмодальность, которая выступает критической, когда речь идет о памяти. Ее так и называют – критической субмодальностью.

Открытие того, что эмоция обычно функционально связана с субмодальностью, которой эта эмоция и представляется сознанию, привело к разнообразным терапевтическим методам НЛП, основанным на ключевых субмодальностях. Работа с субмодальностями подразумевает корректировку отношения к конкретным событиям во всех временных пластах: прошлом, настоящем и будущем.

Эрик Робби, тренер по НЛП, в 1984 году наглядно продемонстрировал, что субмодальности следует выделять, ориентируясь на поведение человека. В случае с визуальными репрезентационными системами легкие изменения глаз и лицевых мускулов, окружающих глаза, являются хорошими индикаторами специфических субмодальностей. С аудиалами необходимо ориентироваться на легкое напряжение мускулов вокруг ушей, а в ситуации с кинестетическим восприятием действительности в качестве субмодальности выступают изменения положения мускулатуры рук, ног и спины.

 
Цитирование материалов сайта возможно
только при наличии активной ссылки
Пишите нам: program@pro-nlp.ru
статистика